Статика и динамика, традиция и «новаторство»


Вышесказанное не звучит как сектантский язык, если вы действительно понимаете, что асана — это не физическое упражнение, а нечто совершенно иное («Остановите йогу ради нашего здоровья!» говорят некоторые люди). В сущности, что делают все физические упражнения? Это дозированная «тренировочная» нагрузка на грубое (физическое) тело (которая становится аэробной нагрузкой), чтобы мышцы не атрофировались, кости не стали хрупкими, а организм получал здоровую «дозу» кислорода. Физические упражнения естественным образом увеличивают потребление кислорода, сокращают мышцы, учащают сердцебиение и дыхание, ускоряют обмен веществ и разогревают тело (что может привести к обильному потоотделению). Итак, что мы видим в классической и традиционной практике асан, т. е. асан в статическом положении (так, как задумали йоги)? Обратный процесс: дыхание и сердцебиение замедляются, мышцы расслабляются и напрягаются, метаболизм замедляется (до предела — все эти ритмы полностью останавливаются. Это было замечено учеными у людей, погруженных в самадхи — «оживление» йоги) и тело охлаждается. Асаны также направлены на эндокринные железы и энергетические узлы (чакры), а не на мышцы, связки, сухожилия и скелет. На самом деле, асана и гимнастика имеют мало общего.
В классической йоге есть несколько динамических асан, но не так много: Сурья Намаскар (поклонение солнцу), Чандра Намаскар (поклонение луне), динамическая Пастимоттанасана, Дхрута Харасана (динамическая поза плуга), Тирьяка Буджангасана (скрученная поза). Поза кобры), плюс еще две или три позы, плюс подготовительные («разминочные») упражнения для серии асан Паванмукта (например, вращение рук, ног и головы для разогрева суставов. p.). Эти упражнения назначаются только новичкам с разумными целями. Они укрепляют определенные группы мышц, повышают гибкость, улучшают кровообращение, особенно в спине и шее, устраняют энергетические блоки и накопление токсинов, укрепляют и подготавливают легкие. Укрепляет пищеварительную и выделительную системы для напряженной работы в пранаяме.
После достаточной практики подготовительных упражнений система Хатха-йоги требует перехода к статическим позам (асанам). Динамические движения можно использовать в качестве разминки в начале урока. Статические позы — асаны — оказывают гораздо более сильное воздействие на прану и ментальное тело, чем динамические позы. Этот вид практики требует неподвижности тела в течение нескольких минут (для студентов среднего уровня). Асаны, практикуемые в статичных позах, дают умиротворение уму и готовят его к более высоким уровням практики, пранаяме и медитации. Практика определенной асаны с достаточной концентрацией (также статической) сама по себе может привести к пратьяхаре (сенсорному «уходу», когда тело перестает осознавать сигналы, которые оно посылает уму).
С точки зрения классической практики, наиболее важным аспектом работы с асаной, помимо концентрации на точках тела (или чакрах), рекомендуемых для этой позы, называемых «дришти», является наблюдение за потоком мыслей. Во время удержания асаны следует осознавать все мысли, суждения, желания, страхи и ощущения, которые могут прийти в голову и которые ум считает «важными». Важно просто распознать все, что первым приходит в ясный ум, принять это как мусор, который неизбежно появится, и не обращать на него внимания (даже если вы видите все эти явления). Принятие чувства или мысли не означает отождествления с ними, совсем наоборот. Принять их — значит заметить их и растворить, не обращая на них внимания.


Очевидно, что практика йоги, как она практиковалась во второй половине 20-го века, возникла по инициативе двух или трех мастеров, которые намеревались создать «стиль» и экспортировать эту продукцию на Запад, в основном в США. Неразумно предполагать, что цели, которые ставят перед собой практикующие классическую йогу, достигаются. Современная «поп-йога» заметно развивает тело вместо того, чтобы развивать ум. Вот чем кичатся недальновидные «гуру» этой западной «йоги». Но в действительности гордиться нечем, потому что цель йоги не в том, чтобы достичь физического совершенства, контролировать ум или прану и в конечном итоге реализовать свое истинное «я». В отличие от более простой и легко понимаемой динамики движений и замечательной пользы для здоровья от упражнений, которые, по сути, являются примитивной гимнастикой или высокоспециализированными боевыми искусствами, на самадхи (кстати, и то, и другое традиционно практикуется в Индии) явно не заработать. (но изначально были отделены от йоги).
Энергичная практика изначально рекомендуется в качестве подготовки, но не ведет к более высоким ступеням йоги, таким как пратьяхара, и не помогает достичь самадхи, которое является полной гармонией духа. Те, кто выбирает динамическую практику — по сути, предварительную практику перед разогревом — в качестве своей основной практики, отказываются от драгоценных бриллиантов и кладут на землю отполированное стекло. Достижение совершенства в жестокой практике не является завидной целью; это все равно, что школьнику хвастаться тем, что он бегло читает алфавит. Практикуя классическую йогу, вы должны выйти из состояния отсутствия динамики и погрузиться в медитацию — тогда вы не будете удивляться, почему «обещания» классических текстов сиддхи и благоприятные знаки практики не материализуются. Каждый, кто искренне практикует йогу, рано или поздно приходит к этому пониманию. Такая информация не вызывает сомнений, поскольку содержится в оригинальных классических текстах. Однако, к сожалению, сегодня большинство людей, утверждающих, что они практикуют (и успешно преподают!) йогу, не знают об этом. Большинство людей обращаются к первоисточникам информации о йоге (ведическим трактатам), и лишь немногие пытаются опираться на результаты исследований. Неизбежный вывод.
Сегодня в среде йоги (видимо, благодаря коммерческим тенденциям) существует множество подробной, физиологической информации о практике упражнений йоги и йогатерапии, где настоящая йога, наука о духовном развитии, подменена. К сожалению, информация о реальных целях и принципах практики йоги подавляется, потому что она совсем не является коммерчески полезной для преподавателей. Однако, чтобы не стать источником наживы для нерадивых «учителей», всем, кто искренне ищет ответы в йоге, следует обратиться к оригинальным работам, где древние авторы не были заинтересованы в ваших деньгах. К счастью, их достаточно много. Например, они переведены исключительно с санскритских Упанишад — более 100, многие на русском языке, в том числе в интернете — и являются авторитетными современными источниками информации о йоге (их на порядки меньше). Сочетая полученные теоретические знания и корректируя свою практику в соответствии с соответствующими знаниями, можно добиться отличных результатов за короткое время. На самом деле, при правильной практике йога, включая медитацию, может быстро привести к необычным психическим эффектам, которые могут обескуражить или напугать новичков — в этом случае, как упоминают все оригиналы, необходимо обратиться за разъяснениями к живым носителям традиции йоги, гуру, тезисам. Если практиковать йогу без понимания вышеуказанных основных принципов, т. е. практиковать в невежестве, то «йога» может не приносить никаких особых плодов в течение многих лет или даже десятилетий.
Российское йога-сообщество в Telegram! Регистрация — https://telegram.me/ru_yoga

