Первое упоминание в летописях о Москве


До революции в Москве не проводились торжества в день основания города. Это было связано с тем, что была известна только дата первого упоминания названия «Москва» в летописи (1147 год), но не дата основания города (это были археологи, которые нашли там следы древнего поселения). Встреча двух русских князей произошла в этом месте под названием Москва, которое упоминается в хронологии первого упоминания о Москве.
Название реки Москвы (и населенных пунктов от нее), вероятно, финское. В северо-восточных землях России многие названия рек заканчиваются одинаково. Многие притоки рек Протова, Сильва, Косьва и Кама заканчиваются на «ва». В переводе с финского это означает «вода».
Второй сын великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий (1149-1151, отпуск, 1155-1157) не жил в Москве, а был проездом. Однажды, в 1147 году (по нынешнему летоисчислению), он отправился в новгородские земли, чтобы приобрести новые земли, хотя в то время он еще был суздальским князем. По возвращении он хотел встретиться со своим троюродным братом, князем Новгород — Северского Святослава Ольговича, который жил неподалеку. ‘Тогда Юрий послал за Святославом и сказал: «Брат, приезжай ко мне в Московию». И они ликовали в пятницу, изящно целуя Юли в честь Девы Марии. Утром Юрий заказал обед. ‘- Так выглядит в переводе первое письменное упоминание о Москве в Ипатьевской летописи, взятое за точку отсчета периода будущей столицы Третьего Рима. Однако поселение на этом месте уже существовало. Это деревня Кучково, где находится резиденция знатных бояр Степана Ивановича Кучки и Юли Долгорукой старшей Должиной. И только в довольно большой деревне можно было организовать «тихий ужин» для двух принцев и его судьбы. (По преданию, Кутча владел несколькими селами на Москве-реке: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущево и др. Кутча был казнен князем за какое-то непослушание. )
Второе письменное свидетельство о существовании Москвы в то время содержится в записях Твери, которые относятся уже к Юрию Долгорукому как великому князю Киева. В 1156 году «князь Юрий Владимирович основал город Москву в устье реки Неглина над рекой Яузой». Другими словами, Долгорукий построил крепость на существующей «Москве».
В то время Москва была небольшой пограничной военной базой Суздальского княжества, но очень важной. В то время основные транспортные пути проходили по реке, а судоходная Москва-река соединяла торговые пути в Новгород, Смоленск, Хиу, Чернигов, Владимир, Суздаль и Ростов через разветвленную сеть рек и волоков. Верхнее течение реки Москвы пересекало Можайск в Смоленском княжестве, которое имело выход на юг России по Днепру и к Балтийскому морю по Двине. Устье Москвы-реки на Оке принадлежало Рязанскому княжеству. -открыли путь к Муромску и Волге. В «Исторической географии России» Н. Барсова говорится, что малые реки, такие как верховья Оки (и через нее Угла), Лопасня, Пакула и притоки Протвы, также имели большое значение для связи обширных территорий Русской равнины с районом Москвы-реки — Сходны на Клязьме Это была дорога в регион. В верхнем течении Волги Москва-река соединялась со своими правыми притоками, Рузой и Рамой, и Сосой (Рамский волок), которая впадала в Волгу. (Это была важная остановка на пути из Новгорода в Рязанские земли).
Когда историки рассуждают о причинах последующего подъема Москвы в то время, они ссылаются, например, на ее выгодное положение на пересечении торговых путей. Однако многие другие города находились в более выгодном положении, не став столицей России. Более важной причиной была мудрая политика московских князей. И что немаловажно, московские князья утвердились в качестве преемников Византийской империи в великой православной миссии русского народа как Третьего Рима.
Основными датами становления Москвы как столицы Третьего Рима являются
1147 год — год, когда Москва впервые появляется в летописях во время правления князя Юрия Долгорукого.
1263-1303 — Княжение Даниила Александровича, князя Московского, младшего сына Александра Невского, родоначальника князей Московских.
1325-1326 — Киевский и всея Руси митрополит Во время правления великого князя Петра Ивана Калиты (1325-1340) епископская резиденция была перенесена из Владимира в Москву. Иван Калита получил свой билет на великое княжение от татарского хана, стал главным сборщиком налогов в России и значительно расширил границы Московского княжества.
1362-1389 — Княжение великого князя Димитрия Донского. Начинается строительство беленых стен Кремля под руководством митрополита Алексия. В 1368 и 1370 годах Москва была осаждена, но безуспешно. Москва была безуспешно осаждена великим князем литовским Ольгардом, который разграбил окрестности.
1380 — Куликовская битва в день Рождества Христова. Победа русской армии под предводительством великого князя Московского над Мамаем укрепила значение Москвы как столицы всей Руси.
1382 — Разрушение Москвы Тохтамишем.
1389-1425 — Княжение великого князя Василия I Дмитриевича. Присоединение Нижнего Новгорода и других территорий на Волге и Оке.
1395 — Москва была освобождена от нашествия Тамерлана благодаря чудесной помощи иконы Владимирской Богоматери.
1408 — хан Едигай осадил Москву, получил дань (3 000 рублей) и отступил. Последний великий поход из Золотой Орды на Русь.
1426 — Княгиня Софья Витовна, вдова князя Василия I, и митрополит Фотий перенесли государственный аппарат из Владимира в Москву, утвердив Москву в качестве столицы Русского государства.
1448 — Впервые на Руси митрополит Иона был возведен в высший церковный сан русским епископом Соболем без участия Константинопольского патриарха.


1472 г. — Брак великого князя Иоанна III с Софьей Палеолог, наследницей царя Византии. Россия принимает древний герб Второго Рима с двуглавым орлом, еще более признавая статус Второго Рима как законного преемника в роли Третьего Рима, всемирного православного царства. После падения Второго Рима (1453 г.) это последовательное русское самопознание было естественным и всеобщим, и выражено во многих дошедших до нас летописных источниках. (ок. 1441), «Повесть о Белом Куробуке» и «Повесть о взятии Царьграда» (обе — конец XV века), а также письмо «Река Угра» (1480) ростовского архиепископа Василиадиса великому князю Иоганну III. Более конкретно эта идея выражена в пасхальной эпитафии митрополита Зосимы 1492 года. В начале следующего века старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в письме в Москву сформулировал знаменитую фразу «Москва — третий Рим». Мешул Мунекин, сын Самонара М.Г. Софии Палеолог и Великого князя Московского Василия III Иоанновича. — Пророческое дополнение: «Два римлянина пали, третий стоит, а четвертого нет».
С тех пор, как Москва стала общеевропейским центром, память о ее основателе пользуется уважением. В его честь Даниил Александрович и другие князья назвали своих сыновей Юриями (Георгиями), а великий князь Иоанн III сделал Георгия, небесного покровителя, гербом Московского княжества.
1478 — Иоанн III отказывается платить дань Золотой Орде в течение десяти лет, отбивая письмо хана, подтверждающее ордынское русское владычество. В том же году был присоединен Новгород.
1480 — Нашествие на Русь Ахмад-хана. Великий князь Иоанн III встретил его из Москвы с войском после молитвы перед Владимирской иконой в Успенском соборе. Конфликт между русскими и татарами на реке Угла заканчивается тем, что татары отступают без боя. Конец русско-татаро-монгольского ига (Чудо Владимирской иконы Богородицы, второй праздничный день — 23 июня).
1572 — Победа в битве при Молоди над войском крымского хана Девлета I Гилая. Это была последняя крупная оборона белогвардейской России против татар, которая состоялась у деревни Молоди под Серпуховом, примерно в 50 версидиях к югу от Москвы.
1589 — Установление патриархата. Избрание первого русского патриарха Иова.
1598 — Смерть царя Федора Ивановича положила конец правлению Рюриковичей. Избрание Бориса Годунова царем, период потрясений во время его правления (до 1612 года).
1713 — Петр Великий переносит столицу из Москвы в Санкт-Петербург.
1721 — Упразднение патриаршества и установление тирании Петром I.
1812 год — многонациональная европейская армия Наполеона вторглась в Европу. В Бородинском сражении Наполеон захватил Кремль и провозгласил себя «Императором Вселенной». Московский пожар. Лавочники в московском храме пытаются взорвать Кремль. Бегство Наполеона.
1917 — Всероссийский Совет Церквей собирается в Кремле и принимает решение о восстановлении патриаршества. Избрание Святейшего Патриарха Тихона.
1918 — Большевики оставляют Санкт-Петербург и возвращаются в Москву в качестве столицы государства. Советское правительство переезжает в Кремль, службы в кремлевских церквях отменяются. Гонения на церковь и начало «черной сотни лет русской культуры».
Пять русских столиц
Двадцать лет спустя, во время правления второго русского князя Игоря Рюриковича, Киев стал второй столицей Руси. Однако Русь не называлась «Великим княжеством Киевским». Это название было введено историками в 19 веке, чтобы было удобно классифицировать различные периоды в истории российского государства. Во время правления Игоря, в 945 году, в торговом договоре со Вторым Римом (Византийской империей), название «Росия» впервые было использовано в официальных международных документах как официальное название Новгородско-Киевской области.
Во время нашествия орды в 1240 году Киев был разрушен и остался необитаемым, а столица была перенесена из Киева во Владимир, который де-факто стал третьей столицей Руси, хотя официально Киев оставался провинциальной столицей. Остались главы Русского государства и Русской церкви — великий князь Киевский и митрополит Киевский.
В 1325-1326 годах столица государства и церкви была перенесена в Москву, которая стала четвертой столицей во время правления великого князя Киевского и Владимирского.
Между 1712 и 1713 годами столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, пятую столицу, основанную десятью годами ранее в 1703 году.
В 1918 году, из чисто практических соображений, большевики вернули столицу страны в Москву, но это была уже не историческая Россия, а антирусский Советский Союз, воюющий против Бога, столицей которого была искаженная Москва нового руководства. Наследники советского государства, захватившие власть в 1991 году в так называемой «демократической России», продолжают превращать свою столицу в своего рода «новый Вавилон», и русские больше не составляют большинства.

