Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость и гибкость
В каком виде спорта я должен зарегистрировать своего ребенка? Каким видом спорта они должны заниматься? Каковы преимущества того или иного вида спорта? Мы постараемся ответить на эти вопросы в этой серии статей: «Основные развивающиеся виды спорта…». .


Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успех в освоении новых движений в спорте и работе. Улучшение координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных способностей и навыков и обработкой того, как объединить их в сложные двигательные движения. Критериями ловкости являются скорость освоения сложных скоординированных двигательных задач; точность, качество и время выполнения сложных движений; способность выполнять привычные двигательные действия в непредсказуемой и меняющейся обстановке.
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают динамическую гибкость (проявляется при движении), статическую гибкость (позволяет человеку сохранять осанку и положение тела), активную гибкость (проявляется при личных усилиях) и пассивную гибкость (проявляется под воздействием внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости возникают и развиваются в процессе тренировок в отдельных видах спорта. Конкретная мера развития, необходимая для различных видов гибкости (активной и пассивной), определяется конкретным видом спорта и специализированной спортивной деятельностью.
Такие сложнокоординационные виды спорта, как акробатика, гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки с трамплина, слалом, фристайл и фигурное катание, предъявляют высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена. В большинстве видов спорта (например, баскетбол, гандбол) и боевых искусствах высокие результаты не могут быть достигнуты без хорошей координации движений. Более подробно эти виды спорта рассмотрены выше.
Во время тренировок в этих видах спорта развиваются навыки координации, улучшаются функции анализатора движений, ощущения и восприятие мышечно-суставных соединений, совершенствуется осанка тела. Реакции ориентации высоко развиты, развиты способность и навыки поддержания равновесия и различных движений тела в пространстве, в том числе при ограниченной или безопорной поддержке.
Движение, особенно акробатика и гимнастика, является сильным стимулом для опорно-двигательного аппарата. Тренировочный эффект выражается в значительном увеличении подвижности суставов, одновременно укрепляется связочный аппарат, увеличивается сила мышц при динамических и статических нагрузках, повышается эластичность мышечной ткани. Все эти свойства позволяют выполнять широкий спектр быстрых движений. Изучение разнообразных специальных дополнительных упражнений улучшает вашу способность быстро осваивать новые движения. Двигательный опыт, накопленный во время упражнений, составляет основу качества ловкости и достигает особенно высокой степени совершенства у спортсменов, специализирующихся в этих видах спорта.
Командные спортивные тренировки по акробатике и художественной гимнастике и командные выступления на соревнованиях развивают навыки совместного взаимодействия с другими членами спортивной команды. Регулярные тренировки оказывают положительное влияние на развитие таких личных качеств, как решительность, смелость и инициативность.

Художественная гимнастика характеризуется особенно высокими требованиями к различению пространственных, временных и динамических показателей в поведении спортсменов, которые используют оборудование в условиях ограниченного зрительного контроля. Увеличение амплитуды занятий художественной гимнастикой выводит гибкость на передний план и снижает значимость силовых тренировок. В гимнастике и акробатике, с другой стороны, основные вопросы тренировки связаны с развитием мышечных характеристик. Следует также обратить внимание на эстетическую направленность, присущую этой группе видов спорта.
В прыжках в воду и прыжках на батуте силовые тренировки относительно ограничены. Эти виды спорта предъявляют повышенные требования к функциональным свойствам вестибулярного анализатора. Следует отметить особенности состояния и характера деятельности водолазов, спортсменов, выполняющих различные дисциплины фристайла и «летающих» лыжников. Таким образом, во время прыжков в воду спортсменам приходится несколько раз менять воздушную и водную среду, что, как известно, оказывает закаливающее воздействие на организм. В связи с частым пребыванием в водной среде функция дайвинга добавляет ценность процессу подготовки прыгунов в воду с точки зрения применения.
В ситуациях, когда мышечные энергозатраты относительно низкие, лыжники испытывают очень высокую нервно-эмоциональную нагрузку, что часто приводит к снижению общей физической работоспособности. Поэтому совершенствование лыжного спорта можно рассматривать как дополнительное средство развития способности регулировать эмоциональные состояния, развивать самоконтроль и вырабатывать высокую устойчивость к эмоциональному утомлению.
Общим недостатком этой группы видов спорта является их ограниченное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Этот показатель не превышает средний показатель для здоровых людей, которые являются спортсменами и не занимаются спортом. В то же время гимнастики иного характера составляют основу утренней гигиены и производственной гимнастики, они широко используются как подготовка ко многим видам спорта и системам упражнений или даже как специальные упражнения.
В связи с характером и условиями труда большинства специалистов средней и высокой квалификации тренировка ловкости и гибкости для специализированных прикладных физических упражнений не имеет самостоятельного значения. Однако эти качества определяют скорость освоения новых спортивных и рабочих движений, достигнутый уровень использования силы, ловкости и выносливости и, следовательно, успешность профессионального обучения и продуктивность трудового поведения. Поэтому процесс физического воспитания должен постоянно обеспечивать достаточное разнообразие и новизну движений из соответствующего вида спорта, чтобы создать запас двигательных навыков, которые являются основой для тренировки ловкости и улучшения координационных навыков.
Установлено, что лучший возраст для развития сложных координированных движений приходится на детство и подростковый возраст. Это относится как к индивидуальным видам спорта (например, гимнастика), так и к командным (например, легкая атлетика). Неслучайно, например, раннее обучение гимнастике, фигурному катанию, прыжкам в воду и другим видам спорта начинается еще до школьного возраста. Поэтому в студенческом возрасте оправдано начинать тренировки в сложнокоординационных видах спорта только с целью физической коррекции, развития или совершенствования спортивной ловкости, активного отдыха и профессиональной подготовки, но не для достижения результатов мирового уровня.
В заключение следует отметить, что спортсмены ростом ниже среднего обычно достигают наилучших результатов в видах спорта с высокими требованиями к координации движений. Например, у гимнасток самое низкое соотношение активности и жира в организме среди спортсменок. В целом, осанка у гимнастов лучше, чем в любом другом виде спорта.

